Логопедия в начальной школе

Развитие письменной речи

Какие ошибки должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения. Каждому из них соответствуют и свои ошибки. Приведенная ниже симптоматика предназначена для учителей и родителей. Это так называемый верхний слой проявлений нарушений, наиболее яркий.

Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т, е – з, а – о, и – у и др.

Ошибки, связанные с нарушенным произношением. Отсутствие каких-либо звуков или замена звуков в устной речи часто отражается и на письме. Ребенок пишет тоже, что и говорит: сапка (шапка), лыба (рыба). Такое бывает даже если звукопроизношение уже исправлено, но прошло не так много времени.

Смешение фонем по акустическому сходству, что происходит при недостаточно четком распознавании фонем (звуков). Вот фонемы, близкие по звучанию, которые могут смешиваться в устной речи:

- парные звонкие и глухие согласные Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, З-С, Ж-Ш.

- свистящие и шипящие: С-Ш, З-Ж и др.

- аффрикаты: Ч-Щ, Ч-Ц,Ч-Т’, Ц-Т и др.

- заднеязычные: Г-К-Х.

- сонорные: Р-Л.

- гласные I и II ряда: А-Я, О-Ё, У-Ю, Ы-И.

- лабиализованные гласные: О-У, Е-У.

Основные нарушения – несформированность фонематических дифференцировок, замены и смешения звуков, близких по акустическим параметрам устной речи, вызывают такие же смешения и замены букв на письме.

При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Например: тубло (дупло); сыплята (цыплята) и др.

Сюда же относятся и неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных (конки – коньки, лубит - любит).

Ошибки из –за раннего начала чтения. Родители часто радуются, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте. Однако при недостаточной сформированности фонетической стороны речи и фонематического восприятия это может привести к ошибкам на письме: пропуску букв и слогов, недописанным словам.

«Застревание» (персеверации): За зомом росла малина. (За домом росла малина.)

Предвосхищение (антиципации): Дод небом голубым. (Под небом голубым.)

Слитное написание предлогов, раздельное – приставок.

Отсутствие умения держать строчку, игнорирование точки в конце предложения.

Если у вашего ученика или ребенка встречаются ошибки такого рода, медлить нельзя! Проблему нарушений письма надо решать комплексно, возможно понадобится консультация психолога и детского невролога. И обязательна консультация школьного логопеда, который составит программу дальнейших коррекционных действий!